Бережливые технологии
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства;
- визуализация;
- канбан (доска задач).
Нормативно-правовая база внедрения Бережливых технологий
- ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты
- ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
- ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
- ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
- ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
- О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области (Приказ № 01/2488 от 30.09.2021)
- Положение по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- План мероприятий по внедрению и реализации бережливых технологий на 2021-2025 годы в Челябинской области
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области "О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области"
- Приказ Комитета по делам образования г. Челябинска от 15.09.2021 г. № 2294-у «О внедрении бережливых технологий в муниципальной системе образования г. Челябинска»
Тиражирование проекта
"Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников» в общеобразовательных организациях города Челябинска"
- Карта тиражируемого проекта «Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по ранней профессиональной ориентации школьников» (смотреть)
- Карта проекта "Оптимизация процесса навигации и маршрутизации в МАОУ СОШ № 104 г. Челябинска" (смотреть)
- Производственный анализ №1 и №2 в рамках тиражирования проекта «Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников» (смотреть)
- Презентация по тиражированию проекта «Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников»(смотреть)
- Ссылка на методические рекомендации (перейти)
Учебно-методический центр по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области (перейти)
Сообщество бережливых образовательных организаций Челябинской области (перейти)
Образовательный портал Челябинска (перейти)